Мир вокруг нас

2024-2025 учебный год

          Ранний возраст – период активного познания окружающего мира и исследовательской деятельности ребёнка с предметным миром. В этот период познавательная активность детей – это исследовательская деятельность с различными предметами. Ребёнок исследует различные свойства предметов: форму, величину, проводит простые причинно – следственные связи между ними, изучает характер движений и соотношений предметов.

          Смысл действий открывает для ребёнка взрослый. Вопрос о развитии познавательной активности у детей раннего возраста посредством исследовательской деятельности всегда был и остается актуален. Ребёнок, исследуя различные предметы и их свойства, проводит простые причинно – следственные связи, изучает характер движений и соотношение предметов. Тем самым он формирует свой интеллектуальный и творческий потенциал.

«Водичка-водичка» (05.11. и 12.11.2024)

          Первые два занятия были направлены на изучение физических свойств воды (течет, капает, брызгает, журчит, теплая, холодная).

          На первом занятии мы с детьми экспериментировали с водичкой:

- переливали воду из одного стакана в другой, в умывальной комнате открыли краны, таким образом детки закрепили понятие слова «Течет». Создали тишину в комнате и слушали, какие звуки издает водичка и поняли, что она «Журчит».

- так же в умывальной комнате продолжили экспериментировать с краном, после того, как дети убедились, что водичка течет, не закрыли кран до конца и водичка капала из крана. Закрепили еще одно свойство водички, она «Капает»

- заключительная часть наших экспериментов была самая веселая и больше всего понравилась деткам, мы узнали, что водичка брызгается. Воспитатель налил воду в пульверизатор и брызгал на детей (на ручки и личико), дети были в восторге.

          На втором занятии продолжили экспериментировать с водичкой:

- в две емкости была налита вода, в одной - теплая, во второй – холодная. Дети поочерёдно опускали ручки в емкости и говорили, в какой емкости какая водичка. Также воспитатель рассказал, что бывает водичка горячая.

С помощью наглядного материала (картинки), воспитатель рассказывал и показывал, где можно увидеть водичку разной температуры (реки, моря, океаны, водопады, колодцы, кран, горячие источники, чайник и т.д.).

Таким образом закрепили понятие и знания о физических свойствах воды.

Какого цвета водичка? (19.11.2024)

            На третьем занятие продолжаем знакомство с водой. В ходе экспериментирования по окрашиванию водички, дети узнали, что водичка в первоначальном состоянии прозрачная, не имеет цвет, но с помощью красок, может приобрести любой оттенок или цвет.

            Занятие получилось очень интересным и познавательным. В прозрачные стаканы была налита чистая вода, количество стаканов соответствовало количеству присутствующих детей, воспитатель в каждый стакан добавил по несколько капель красок разных цветов, у каждого ребенка была ложечка, с помощью нее они размешивали краски и удивлялись, как водичка меняла цвет. Конечно же, почти каждый ребенок захотел попробовать на вкус окрашенную воду, но воспитатель объяснил, что такую водичку пить нельзя, это опасно для здоровья.

В заключении занятия детям были рассказаны потешки о водичке «Водичка-водичка», «Где прячется вода».

Познавательно-исследовательская деятельность в группе «Малышок».

Опыт «На вкус и цвет…» с помощью добавления специй в воду (сахар и солью).

Цель занятия: познакомить детей со свойствами веществ, которыми мы постоянно пользуемся (вода, сахар, соль). Развивать в детях любознательность, расширять словарный запас.

  1. В 2 стакана разного цвета наливаем детям кипяченую воду, они пробуют на вкус. Делаем выводы, какая вода на вкус и помогаем детям найти подходящее слово – «безвкусная».
  2.  В один стакан дети добавляют сахар и размешивают: сахар растворился, а вода стала сладкой. Дети узнают новое слово – «растворился».
  3. В другой стакан дети добавляют соль и размешивают: соль растворилась, а вода стала соленной.

Сделали с детьми вывод: у воды нет вкуса и цвета. Но если добавить сахар или соль, то она станет сладкой или соленной. Сахар и соль растворяются в воде.

Опыт «На вкус и цвет…» с помощью добавления специй в воду (сахар и солью).

Цель занятия: познакомить детей со свойствами веществ, которыми мы постоянно пользуемся (вода, сахар, соль). Развивать в детях любознательность, расширять словарный запас.

  1. В 2 стакана разного цвета наливаем детям кипяченую воду, они пробуют на вкус. Делаем выводы, какая вода на вкус и помогаем детям найти подходящее слово – «безвкусная».
  2.  В один стакан дети добавляют сахар и размешивают: сахар растворился, а вода стала сладкой. Дети узнают новое слово – «растворился».
  3. В другой стакан дети добавляют соль и размешивают: соль растворилась, а вода стала соленной.

Сделали с детьми вывод: у воды нет вкуса и цвета. Но если добавить сахар или соль, то она станет сладкой или соленной. Сахар и соль растворяются в воде.

В группе «Малышок» с детьми проводили опыт с водой – «тонет, не тонет».  В этом опыте использовали различные предметы из разных материалов. Дети с большим интересом наблюдали, какие предметы опускаются на дно емкости с водой, а какие нет.

Таким образом, у детей развивается наблюдательность, любознательность, и интерес к окружающему миру. А так же развивается тактильное восприятие, мышление, внимание, речь. Детки изучили такие материалы, как резина, камень, пластмасс, дерево.

Снег - вода? (03.12.2024)

            Наблюдение за таянием снега. Опыт № 5.     

            Главной целью данного занятия является: показать детям, в процессе экспериментирования, как снег в тепле тает и становится водой.

            Непосредственно перед началом занятия, в группу принесли снег в контейнере. Воспитатель рассказала деткам, почему в это время года снег на улице не тает, из чего состоит снег (снежинки), какой он (белый, холодный, пушистый).

            Каждый ребенок взял по горстке снега и наблюдали, как снег на ладошке тает. Воспитатель объяснил, что снег растаял, потому-что в группе тепло и ладошки тоже теплые. Затем, небольшое количество снега выложили на тарелочку, чтобы он растаял. В процессе ожидания, чтобы было не скучно, провели пальчиковую игру: «Мы с тобой снежок лепили». Когда снег в тарелке растаял, дети очень удивились, что в тарелке осталась только водичка. Очень интересно было наблюдать за их реакцией.

Кружок в группе «Малышок» (январь 2025г.)

Тема месяца: Воздух. Занятия 9-11.

Цель: Сформировать понятие детей о воздухе через исследовательскую деятельность.

Занятие 9. Обнаружение воздуха в пространстве.

            В начале занятия, воспитатель из картона сложил для каждого присутствующего ребенка веер, с помощью которого было проведено 3 опыта, по созданию ветерка, возникающего в пространстве.

Опыт № 1. Ритмично двигали кистью руки, которой управляли веером, направляя себе в лицо, а затем воспитатель дул веером каждому ребенку в лицо.

Опыт № 2. Воспитатель нарезал мелко бумагу, раскидали на полу, дули веером, бумага разлеталась.

Опыт № 3. В тазике была налита водичка, не прикасаясь веером к воде, ритмично им размахивали в нескольких сантиметрах от поверхности, тем самым создавая ветер, вода начинает колебаться, появляется рябь.

Занятие 10. Игры с соломинкой.

            В начале занятия воспитатель каждому ребенку подготовил трубочку для коктейля и прозрачный стакан с водой. С помощью этих предметов было проведено 2 опыта.

Опыт № 1. Воспитатель попросил детей, вытянуть руки вперед ладошками вверх, взял трубочку в рот и начал дуть, направляя на ладони детей поочередно, дети ощущали ветер на своих ладонях. Затем, каждый ребенок взял свою трубочку в рот и самостоятельно пытался дуть на свои ладони.

Опыт № 2. Детки продолжали дуть в свои трубочки, но уже направляли их в стакан с водой, получались пузыри. Это была самая веселая часть занятия, детки были в восторге.

Занятие 11. «Имеет ли воздух вес?»

            Перед началом занятия, воспитатель подготовил для экспериментов тазик с водой и несколько видов шаров: пластиковый, резиновый, воздушный.

На занятии сначала рассмотрели шары, поговорили из чего они состоят, что находится внутри. Перед тем как опустить шары в воду, воспитатель спрашивал у детей, как они думают, утонет ли шар, и дети всегда отвечали, что утонет. Очень удивлялись, когда воспитатель опускал поочередно шар в воду, резко убирал руку, а шарик выскакивал на поверхность воды и плавал, и так повторили со всеми видами шариков. Затем дети самостоятельно проводили опыт, опуская шарики в воду. Было очень весело.

«Кораблики»

С детьми группы «Малышок» была проведена опытно-экспериментальная деятельность «Кораблики». Дети узнали о свойствах предметов, воды и воздуха. Сформировали представление о предметах, из каких материалов они сделаны; о том, что такое ветер, как он появляется. Познакомились с разной силой ветра (сильный и тихий), посредством запускания корабликов на воде. Дети с большим удовольствием и интересом опускали кораблики на воду и создавали ветер, что бы они плыли.

С помощью собственного познавательного опыта с наглядными средствами дети развивают умения слушать, думать, рассуждать. 

Программа занятий

          Основными задачами нашего кружка являются:

  1. Формировать представления ребенка об окружающем мире.
  2. Способствовать  участию детей в исследованиях и обобщению результатов опытов.
  3. Формировать практические навыки манипулирования, обследования и действия с предметами.
  4. Приобщать детей к миру природы и эксперементированию.
  5. Формировать представления о свойствах и качествах предметного мира.
  6. Обогащать чувственно-сенсорный опыт в процессе знакомства с различными предметами и материалами.

  1. 2024-2025 учебный год. Кружок проводится один раз в неделю, по вторникам, во второй воловине дня.  

Информация размещена на официальном сайте согласно Приказу Рособрнадзора от 04.08.2023 № 1493, с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» в рамках Политики в отношении обработки персональных данных и на основании заявления работника

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie