Кружок "Речевичок"

2024-2025 учебный год 

Сентябрь

Язычок и пальчики

  В сентябре в кружке «Весёлые пальчики» мы прочитали сказку «Весёлый Язычок на прогулке», с помощью которой дети познакомились с органами артикуляционного аппарата и их основными движениями. Разучили новые упражнения артикуляционной гимнастики: «Слоник пьёт», «Почистим зубы»,  «Лошадки». После самомассажа кистей рук с детьми вспомнили знакомые пальчиковые игры «Апельсин»,  «Засолка капусты» и разучили новую пальчиковую игру «У Лариски - две редиски». Продолжая знакомить детей с устным народным творчеством, русским фольклором, разучили с детьми песенку «Во поле рябинушка».

Октябрь

Развиваем театрально-игровые умения

   В сентябре в кружке «Весёлые пальчики» мы повторили пальчиковые гимнастики «Апельсин», «Моя семья» и разучили новые: «Этот пальчик гриб нашёл...», «За ягодами»; разучили новые упражнения артикуляционной гимнастики:  «Ах, какое вкусное варенье!», «Накачаем шину насосом», игру «Поезд». В целях формирования умения выразительно передавать образы героев посредством вербальной (интонационной) и невербальной выразительности (мимика, жесты, движения), а также развития театрально-игровых умений мы с детьми прочитали и инсценировали сказку В. Сутеева «Под грибком» и выучили и обыграли стихотворение  И. Токмаковой  «Поиграем».

2023-2024 учебный год 

Сентябрь

 Зарядка для пальчиков

  В сентябре ребята познакомились с Язычком и его домиком. Оказывается, что послушный Язычок умеет делать очень интересные вещи. Но послушным Язычок бывает не всегда, его надо обязательно научить быть послушным. И ребята это делали с удовольствием. Понравились детям и игры с пальчиками «Мальчик-пальчик» и «Засолка капусты», сопровождающиеся словами, которые многие дети запомнили очень быстро.

Октябрь

Учим потешки

  В октябре мы с ребятами разучили потешки:   «Ой, лады, лады, лады», «Пошёл котик на торжок», «Кисонька – мурысенька», «Курочка – рябушечка», которые использовали в развлечении «В гости к бабушке – Рассказушке». Дети с удовольствием разыгрывали потешки по ролям, в результате чего дети упражнялись в диалогической речи. С помощью потешки«Ой, лады, лады, лады» мы выполняли гимнастику для пальчиков. Разучили мы новые пальчиковые игры «Человечек», «Пожарный» и вспомнили уже знакомые «Засолка капусты» и «Апельсин».

Развиваем артикуляционный аппарат

  В ноябре мы учились с ребятами вытягивать губы вперёд трубочкой, длительно произносить звук [у]; произносить звук в звукоподражаниях, меняя высоту голоса согласно образцу воспитателя в упражнениях и играх: «Кто лучше сделает дудочку?»,«Кот и мыши»,«Поезд», «Кто как кричит?». Разучили с детьми новые пальчиковые гимнастики «Кролик» и «Котик» , а также потешку «Кот на печку пошёл».

Сказки для ёлочки

Декабрь особенный месяц – месяц начала зимы и ожидания новогоднего чуда. И все упражнения, которые мы выполняли с детьми, все литературные произведения вводили нас в этот чудесный мир. В декабре мы с ребятами разучили новые пальчиковые игры«Белка» и «Варежка», разучили потешку «Ты, мороз, мороз, мороз», а также учились инсценировать украинскую народную сказку «Рукавичка». Всё, что мы разучивали, мы дарили нашей ёлочке, которую дети украсили прищепками. А бусинками и шишками, которые детям подарила ёлочка, они массажировали свои пальчики.Не забыли мы в эти морозные зимние дни и о птичках: в упражнении  «Накорми птичек» необходимо было отрывать кусочки бумаги, скомкать бумагу в маленькие крошки – зёрнышки для птичек.

«Ловкие ручки – умелый язычок» — январь

Связь между развитием мелкой моторики рук и развитием речевого аппарата неоспорима. Поэтому на каждом занятии нашего кружка дети проводят самомассаж рук разными интересными для них предметами и проводим различные упражнения для развития мелкой моторики рук. В январе дети проводили самомассаж рук с помощью гранёных карандашей и шишек. С интересом дети выполняли уражнения: «Ловкие ручки» — подбирали крышечки к баночкам и упражнение «Фантазёры», в ходе которого они из прищепок строили различные фантастические конструкции. В январе продолжили знакомить детей с устным народным творчеством и русскими народными сказками. Мы выучили с детьми потешку«Тили-бом! Тили-бом!» и прочитали сказку «Снегурочка и лиса».

Февраль

Устное народное творчество и русский фольклор

как средство развития речи ребёнка

  У детей дошкольного возраста необходимо воспитывать  любознательность, интерес к истории и традициям своего народа, а так же формировать интерес к малым формам фольклора, как богатейшего источника познавательного, нравственного, и, конечно же, речевого развития детей. Использование фольклора способствует: развитию творческого мышления ребёнка, фантазии, воображения.

В народной речи «загадать» означает задумывать, замышлять, предлагать что-либо неизвестное для решения. Метко определил загадку сам народ: «Без лица в личине». Загадки удивительно поэтичны, просто и красочно повествующие о конкретных явлениях природы, о животных и птицах, хозяйстве и быте.Они обогащают словарь детей.

Март

Сказка, сказка, оживи

  В марте мы с детьми продолжили знакомство с устным народным творчеством и русским фольклором, разучив закличку «Весна, весна красна». Мы с ребятами не просто выучили слова заклички, а придумали движения, которыми сопровождали чтение. Познакомились мы и с русской народной сказкой «Заюшкина избушка», закрепив это показом кукольного спектакля по сказке. Задачи: знакомить детей с русскими народными сказками; развивать внимание, образное мышление детей, память; побуждать к активности в выборе роли, к вхождению в роль; обогащать, активизировать речь детей.

Развиваем выразительность речи детей (апрель)

  В апреле мы продолжили знакомить детей с русскими народными сказками и произведениями устного народного творчества. Особое внимание уделяли выразительности речи при показе детьми кукольного театра по сказке «Кот, петух и лиса» и эмоционального отношения к героям сказки. При заучивании потешки «Солнышко» дети тренировали не только выразительность речи, но и силу голоса, произнося потешку громко, тихо, шёпотом. Разучили новую пальчиковую игру «Наш красивый петушок» и для артикуляционной гимнастики игры «Автомобили», «Магазин», «Эхо»;тренируя пальчики, выполняли упражнения с прищепками «Солнышко» и «Ёлочка», упражнение «Накорми мишку».

Программа занятий

  Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребёнок будет им пользоваться в дальнейшем.

  В дошкольном возрасте для развития речи ребёнка огромное значение имеет развитие мелкой моторики рук.

  В. А. Сухомлинский говорил: «Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают                  источник творческой мысли»

  Все движения организма и речевая деятельность имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук положительно сказывается на развитие речи ребёнка. В фольклоре существует масса потешек, в которых сочетается речь и движение ладошек. Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны.

  И наши предки наверняка о чем-то таком догадывались. Ведь хорошо знакомые нам «Сорока-ворона», «Ладушки» и им подобные народные игры, не что иное, как оздоравливающий и тонизирующий массаж на базе акупунктуры. Только задумайтесь: такие простые манипуляции с пальчиками, а сколько пользы! Положительное воздействие на внутренние органы, тонизирующий, иммуностимулирующий эффект – это раз. Стимуляция мыслительных функций и речи – это два. Весёлое общение малыша и взрослого, заряд положительных эмоций – это три.

  Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком. «Пальчиковые игры» как бы отражают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз». Дошкольник учится понимать смысл услышанного и улавливать ритм речи. Развитие движений пальцев подготовит почву для последующего формирования познавательной сферы ребёнка. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьёзные трудности. Поэтому работа по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста.

Цель кружка: Укрепление и развитие руки, координации, ритмики, общей и артикуляционной моторики. Формирование и воспитание нравственно – волевых качеств: целеустремлённости, сосредоточенности, настойчивости, контроля и оценки собственной деятельности. Развитие пространственных отношений, речевого сопровождения.

Информация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie