Кружок «По ступенькам финансовой грамотности»
Кружок «По ступенькам финансовой грамотности» 2024 – 2025 учебный год
Цель реализации Программы: формирование финансовой культуры и азов финансовой грамотности у детей подготовительной группы детского сада.
В итоге освоения Программы дошкольник сможет:
Личностные результаты
- разбираться в значении основных экономических и финансовых понятий
- чётко осознавать, что труд - основа жизни, любой труд - это хорошо, плохо - сидеть без дела;
- знать, что деньги зарабатываются трудом, являются мерой оценки труда, универсальным средством обмена;
- понимать, что бережливость и экономия - это разумное отношение к расходам, умение ценить результаты труда, умение делиться и отдавать, в случае острой необходимости прийти на помощь ближнему, делиться своими сбережениями, порой абсолютно бескорыстно;
Практические результаты:
- освоить начальные навыки обращения с деньгами, осознать необходимость грамотно и бережливо относиться к ним;
- научиться принимать свои первые финансовые решения относительно расходов и трат, соотносить понятия хочу и могу. Понимать, что тратить можно мудро, с пользой для себя, а можно напрасно, без толку, бесполезно, бессмысленно;
- освоить начальные навыки планирования: интересно и с пользой использовать свободное время, принадлежащие ребёнку вещи (игрушки, канцтовары и пр.), денежные средства.
- заложить нравственно-этические привычки (возвращать долги, уважать свой и чужой труд, сопереживать, делиться), которые в будущем будут способствовать успешному управлению личными финансами.
Октябрь
Тема месяца: «Копим и сберегаем»
Что значит копить и сберегать? На что и зачем копить? На эти вопросы ребята отвечали на занятиях кружка. Дети рассказали о своих домашних копилках и нарисовали игрушку или другой товар, о котором они мечтают приобрести на деньги из копилки.
Ребята участвовали в конкурсе «Самый бережливый». Нужно было из листа цветной бумаги вырезать как можно больше квадратиков и кружочков. Каждый ребенок посчитал количество фигур и по результатам выбрали победителя.
Выполняя задания в рабочей тетради, дети помогли лисенку собрать в копилку все монеты, определяли, кто из бельчат сберег и накопил больше орешков.
2023-2024 учебный год
Сентябрь
Тема месяца: «Труд- основа жизни»
На занятиях кружка ребята объясняли, что такое труд и почему он необходим каждому человеку. Дети рассказывали, где трудятся их родители и почему нужно трудиться не только для себя, но и для других.Слушали и обсуждали литературные произведения о важности труда: «Самокат», «Как Миша хотел маму перехитрить», «Пахарь и крот», познакомились с пословицами и поговорками о труде и трудолюбивых людях. Играли в сюжетную игру «Помоги кукле Маше встретить гостей»: дети протирали стол, готовили еду и накрывали стол к обеду и к чаепитию.
Октябрь
Тема месяца: «Работать и зарабатывать»
На занятиях кружка ребята через ситуационные задачи выяснили, что значит трудиться, работать и зарабатывать. Слушали и обсуждали литературные произведения о том, как влияет настроение человека на выполнение им труда – «Как относиться к своей работе», и как в каждой работе важен конечный результат – «Наши пряли, а ваши спали».Играли в игру «Вот так заработали!», целью которой было найти ответ на вопрос – Что можно заработать или получить за свои поступки, за свое поведение?
Родители подготовили для детей презентацию из фотографий «Мы трудимся в детском саду и дома»
Ноябрь
Тема месяца: «Все работы хороши, выбирай на вкус»
На занятиях кружка ребята рассказывали о профессиях человека, отвечая на вопросы – Что делает этот человек? Для чего он это делает? Что нужно ему для работы? Слушали и обсуждали литературные произведения о том, что все профессии важны – «Пекарь и портной» (В.Сухомлинский), и если берешься за дело, то нужно его сделать хорошо – «Птичьи домики» (Е.Пермяк), разгадывали загадки «Угадай профессию»Дети показали мини – спектакль «Что создается трудом. Как продукт труда превращается в товар», где главными героями были сова, заяц и ежик. Из сказки ребята узнали, что в результате труда создаются продукты труда, которые можно использовать как для собственных нужд, так и для обмена или продажи другим людям.
Декабрь
Тема месяца: «Что такое деньги и зачем они нужны»
На занятиях кружка дети через сюжетные игры отвечали на вопросы: Что такое деньги, зачем их придумали и используют? Слушали и обсуждали армянскую народную сказку «Золотая монета», которая демонстрирует, что человек ценит и бережно относится к деньгам только тогда, когда для их получения он затратил трудовые усилия.
Ребята посмотрели презентацию «Как появились деньги?» и узнали почему рубль называется рублем, а копейка копейкой. Играли в игру «Бартер», в которой дети учились делать равноценный обмен.
Дети познакомились с купюрами и монетами разных стран и процессом создания денежных знаков. Узнали, что денежную бумагу делают из льна и хлопка, и что бумажные купюры имеют специальную защиту – водяные знаки, цветные нити и голограммы. Распределив роли, поиграли в игру – обсуждение «Нарисуем деньги для нашей группы».
Январь
Тема месяца: «Как деньги попадают к нам в дом. Где живут деньги»
На первом занятии кружка в ходе игрового занятия «Как потопаешь, так и полопаешь» дети размышляли и отвечали на вопросы: Откуда у взрослых берутся деньги? Сколько времени нужно работать родителям, чтобы купить вам подарок? Как называются деньги, которые получают неработающие бабушки и дедушки? Почему они получают пенсию? Ребята закрепили понятие «секрет денег» — деньги всегда связаны с трудом и со временем.
На втором занятии дети объясняли смысл пословицы «Глупый деньги напоказ носит». Слушали и обсуждали сказку «Где живут денежки?». Ребята показали мини – спектакль «Денежкин домик», из которого узнали где могут хранится деньги дома и вне его.
В заключении занятия дети ответили на вопросы: Как надо обращаться с деньгами? Какой денежкин домик самый надежный?
Февраль
Тема месяца: «Потребности и желания»
На занятиях кружка ребята обсуждали понятия потребность и желание, и что при покупке товара следует принимать разумные решения (тратить деньги с умом), уметь отличить насущные потребности от сиюминутных желаний.
Провели исследование, что на взгляд детей, необходимо человеку для жизни и составили список этих вещей.
Дети играли в ролевую игру «Выбираем самое важное» и закрепили представление о значимости окружающих нас предметов, о товарах первой необходимости, о потребностях, желаниях и возможностях человека. И если человек голоден, замерз и устал, то его желания моментально превращаются в потребности в еде, в теплой одежде и уютном доме. А когда человек это все получит, он снова начинает желать и мечтать. Ведь без мечты жить скучно.
В гости к детям приходили два мышонка: Хочу, он постоянно просит купить ему ненужные вещи и сладости, иНадо, который всегда знает, что ему необходимо для жизни и не беспокоит маму по пустякам. Ребята помогли мышатам разобраться в их споре – в мешок мышонка Хочу положили все, что нам хочется, а в мешок мышонка Надо вещи, без которых мы не можем жить.
Апрель
Тема месяца: «Стоимость и цена товара. Выгодно- невыгодно»
На занятиях кружка дети узнали, что каждый товар имеет свою стоимость и цену. Через игровое упражнение «Сколько это стоит?» ребята определяли цену своей поделки, учитывая стоимость затраченных материалов для изготовления поделки, труд, время и вознаграждение за свой труд. Через ситуационные задачи обсуждали, что выгода – это польза от какого – то дела, покупки, продажи или обмена, а невыгода – это отсутствие пользы. Большой интерес у детей вызвала игра «Дорого –дешево, выгодно – невыгодно». В ходе игры ребята разделились на команды, игрокам необходимо было сделать покупки по списку, а в каком магазине их делать и по какой цене, команда решала самостоятельно. Выиграла команда, которая покупала товары на ярмарке и истратили меньше монет. Но оказалось, что можно было истратить еще меньше монет, если купить один товар в универсаме по акции. Эта игра научила ребят навыкам осуществления покупок, выбора и принятия финансовых решений.
Программа занятий
Актуальность программы кружка заключается в заложении основ финансовой культуры в дошкольном возрасте в русле формирования здорового отношения к деньгам, совершенствования общения ребёнка со взрослыми и сверстниками при реализации интереса к материальным ценностям.
Программа составлена по образовательным областям: «социально- коммуникативное развитие», «познавательное развитие», «речевое развитие», «художественно-эстетическое развитие», «физическое развитие».
Цели реализации программы кружка: формирование финансовой культуры и азов финансовой грамотности у детей старших и подготовительных групп.
Задачи реализации программы кружка:
— познакомить дошкольников с денежной сферой жизни;
— раскрыть взаимосвязь понятий: труд — продукт (результат труда) — деньги, подготовить к восприятию денег как жизненно необходимого, но ограниченного ресурса, труда как честного способа их заработать;
— активизировать коммуникативную деятельность детей;
— стимулировать интерес к изучению мира финансов;
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»